Суббота
05.10.2024
05:25
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Сайт учителя начальных классов Мегдеевой К.А.
Главная Регистрация Вход
Каталог файлов »
Меню сайта

Категории раздела
Тесты [5]
Уроки [6]
Внеклассные мероприятия [7]
Исследовательские работы учеников [1]
Карточки [1]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 54

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Уроки

«Не будь побеждён злом, а побеждай зло добром», 4 класс
[ Скачать с сервера (1.09 Mb) ] 05.02.2015, 22:42

Тема, класс: «Не будь побеждён злом, а побеждай зло добром», 4 класс

Форма урока: Комбинированный урок

Учебник: Учебник А.Кураева  «Основы православной культуры»

Цель урока:  создание условий для правильного понимания понятий «добро» и «зло» на примере литературного произведения и субъектного опыта детей, способствующих формированию жизненной позиции ребёнка.

Задачи урока:

Образовательная: продолжить формирование понятий «добра и зла».

Развивающая: развивать навык работы в группе; умение самостоятельно получать информацию из различных источников; развивать умение формулировать и аргументировать свою точку зрения, развитие рефлексивных умений и навыков.

Воспитательная: воспитывать доброжелательность; толерантное отношение друг к другу, побудить желание творить добро.

Методы:

·        проблемно-поисковый (частично - поисковый);

·        объяснительно-иллюстративный (рассказ, беседа, самостоятельная работа);

·        коммуникативный (дискуссия, жужжащие группы);

·        игровой; метод эмоционального погружения.

Формы работы: самостоятельная, работа в группах, фронтальная работа.

Планируемые результаты: 

Личностные:

·        Развитие личностной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

·        Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной  отзывчивости.

·        Развитие навыков сотрудничества со сверстниками.

Метапредметные:

·        Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии              с поставленной задачей и условиями её реализации.

·        Овладение логическими действиями сравнения анализа, отнесение к понятиям (добро и зло).

·        Готовность слушать собеседника, признавать право каждого иметь свою точку зрения и излагать свое мнение.

Предметные:

·        Осознание понятий о добре и зле.

·        Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.

 

 

 

Модуль «Основы православной культуры»


Тема: «Не будь побеждён злом, а побеждай зло добром» (Священное Писание)

 

Этапы урока

Содержание

Результаты (УУД)

Деятельность учителя

Деятельность детей

I.                  Организационный

 

…Утро доброе у нас, 
Добрый день и добрый час.
Добрый вечер, ночь добра, 
Было доброе вчера…
                    Л. Николаенко

-Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем добра.

- Добро пожаловать на наш урок. (Демонстрация иконы «Добро пожаловать»)

Восприятие, дарят друг другу улыбки с добром.

Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости  (Л)

 

II.               Основной

1.Актуализация знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Работа с текстом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Работа в группах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка.

 

4. Работа с притчей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Назовите антоним к этому слову? (зло)

- Как вы думаете, какие вопросы мы будем сегодня обсуждать на уроке?

- Что такое добро и зло, и что входит в это понятие? 

- Почему нужно стремиться к добру и избегать зла?

- Что мы можем сделать, чтобы наш мир стал добрее?

(Записывает на доске вопросы)  

 

- Прочитайте рассказ.

- Что вы можете сказать о главных героях рассказа? Какие они? Почему?

-Согласны ли вы с той характеристикой, которую давал дедушка проезжим?

-Какое отношение вызывают у вас эти люди?

- Какой главный урок преподнёс дед внуку? (приложение 1)

Делит обучающихся на 4 группы (заранее), выдаёт задание, инструктирует.

-Сегодня, ребята, мы говорим о главных моральных понятиях каждого человека, о добре и зле. Именно этими понятиями руководствуются люди, совершая поступки и оценивая их. Что такое добро и зло, вы определите сами, работая в группах. Выполняйте задания, данные на карточках. Готовясь к ответу, используйте учебник и словари. На подготовку 8минут.( Задания  в приложении)

Выступление групп:

- Какое понятие даёт православие добру и злу? 1г.

- Каким русским словам даёт начало слово добро? 2 г.                  

- А 3 группа работала с обоими понятиями. 3гр         

- Скажите, легко ли быть добрым?

- О добре и зле русский народ сложил много пословиц. Выступление 4 группы - Какие пословицы знаете вы?

 

 «Бабочка»

Спал цветок

(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее)

И вдруг проснулся,

(Поморгат ь глазами)

Больше спать не захотел,

(Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки)

Встрепенулся, потянулся,

(Руки согнуты в стороны (выдох)

Взвился вверх и полетел.

(Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево)


 

 

Мы живем с вами на планете Земля. Коль существуют на нашей планете добро и зло, значит, люди могут творить и добрые и злые дела.

 Сейчас я покажу вам притчу «О двух волках». Как вы думаете, о чем она?

Останавливает притчу и задает вопрос: «Как вы думаете, что сказал мудрец

В каждом человеке борются два «волка», добрый и злой. Какого ты будешь в себе взращивать, такие и поступки ты будешь совершать по отношению к другим. «Сатана и Бог»). Библия говорит о том, что Бог создал вначале ангелов (духи, у которых нет тела). Они все были добрыми. Но один из ангелов позавидовал Богу, захотел быть равным Ему. Он начал спорить с Богом и превратился в темного злого духа – сатану.

- Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла? Обоснуйте свой ответ.

- Давайте задумаемся, а что мы ученики 4 класса можем сделать, чтобы избежать зла, чтобы его не прибавлялось в мире?

 

 

- Как вы думаете трудно или легко творить добро?

 

Высказывания детей

Отвечают на вопросы

Определяют тему урока и ставят цель и записывают в тетрадь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают рассказ В.Сухомлинского «Обыкновенный человек»

Отвечают на вопросы.

Рассуждают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети работают с заданиями данными группе, готовят выступление.

1гр. формулирует понятие добра и зла, примеры

2гр.подбирают однокоренные слова

3 гр.распределяет понятия в таблице

4гр.собирает пословицы и объясняет  смысл

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценивают работу других групп, дополняют ответы.

Самооценка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предположения детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обсуждение учащимися ответа, самооценка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы учащихся.Доказательство, дискуссия.

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии (П)

Формулирование темы урока и цели (П)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтение (П)

Управление поведением партнера, в точности выражать свои мысли (К)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нравственно-этическая ориентация, обеспечивающая личностный моральный выбор (Л)

Овладение логическими действиями сравнения анализа отнесение к понятиям (добро и зло) (П)

Анализ с целью выделения признаков (П)

 

Разрешение конфликтов (К)

Умение учиться и способность к организации своей деятельности (Р)

Умение адекватно оценивать и воспринимать оценки (Р)

Осознание понятий о добре и зле (Пр)

 

 

 

Умение взаимодействовать в группах (К)

Умение структурировать знания (П)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подведение под понятия (добро и зло), выведение следствия (П)

Нравственно-этическое оценивание (Л)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III.           Подведение итогов

 

Рефлексия

Обращает внимание детей к вопросам, записанных на доске:

Скажите, все ли вопросы мы разобрали на уроке? Все ли понятно?

Теперь представим себе, что у каждого из вас есть маленькое солнце. Солнце- это доброта.  Она очень нужна и вам самим, и вашим близким. Ведь любовь и помощь согревают, как солнце. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки - в реку, река – в море, моря – в океан добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Так давай те подарим частичку своего сердца людям.

- Кому вы хотели бы подарить частичку доброты?

Слайд 13

  -А сейчас, ребята, оцените свою работу.

Слайд 14 Рефлексия

Ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопрос

 

рисуют значками разного цвета : красный – всё понял и смогу рассказать дома, зелёный – в общем представляю и смогу рассказать кратко, синий – не смогу рассказать, не понял)

 

 

Формирование умения оценивать учебные действия (Р)

Выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению (Р)

 

IV.           Домашнее задание

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составить  кластер «правила доброты»:

 

 

 

 

 

 

- Дома предлагаю вам завести «Дневник добрых дел», туда вы поместите свои правила, и будете        записывать свои добрые поступки.

Читает и раздает стихотворение, которое дети вклеят в свой «Дневник добрых дел»:

Добро творить спеши, мой друг,
И для друзей и для подруг,
Порою им бывает худо,
Добро твое им будет чудом.
Добро, как Божья благодать,
Спасеньем в жизни может стать,
Друг, не жалей огня души,
Дарить добро всегда спеши.
И слово доброе, и дело
Ты применить сумей умело,
Их не жалей любому дать,
Добром их души исцелять.
С обидой в сердце трудно жить,
Добром за зло умей платить.
Тот, кто добро творить умеет,
Зла сотворить уже не смеет,
Дари, дружок, добро дари,
За все добром благодари.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают домашнее задание.

 

 

 

(Может читать ребенок)

 

 

Нравственно-этическая ориентация, обеспечивающая личностный моральный выбор (Л)

Формирование установки на результат (Л)

 

 

 

1.     Возможные риски: временные затраты, пассивная роль некоторых обучающихся, отказ работы техники.

2.      Способы решения проблем: перенос данного вида работы на классный час, проверка техники до урока.

 

 

 Приложение 1

 

 

           В.А.Сухомлинский «Обыкновенный человек»

В жаркой сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком. У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди – заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда.

Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться.

На другой день утром подъезжает к дедовой  избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.

-Что это за человек? – спросил внук деда.

-Это не человек, - ответил дед.

В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал.

-Что это за человек? – спросил внук деда.

-И это еще не человек, - ответил дед.

Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.

-А это что за человек? - спросил внук деда.

-Обыкновенный человек, - ответил дед. 

 

Приложение 2.   

Работа в группах

 

1 группа.

Расскажите, что такое добро и зло. Приведите примеры проявления добра и  зла в православии.

При подготовке используйте материал учебника (стр. 36), собственные наблюдения.

План работы:

1.     Распределите роли: кто, что будет делать (кто будет работать с учебником)

2.     Внимательно выслушайте друг друга и составьте ответ.

3.     Выберите выступающего (можно отвечать всей группой).

 

 

2 группа.

Каким русским словам дает начало слово «добро»?

Запишите все слова, которые сможете подобрать. Можно пользоваться орфографическим справочником и словарями.

 

 

3 группа.

Распределите слова на две группы: умение говорить правду, борьба за свободу, хвастовство, ограничение свободы другого человека, ложь. Приведите свои примеры.

 

Добро

Зло

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                

 

                                    4 группа

Составить пословицы и объяснить их смысл.( пословицы разрезаны)

1. Хорошо тому, кто добро делает; еще лучше тому, кто добро помнит.

2. Доброе слово лечит, а злое калечит.

3.Учись доброму, так худое на ум не пойдет.

4. Доброе сердце лучше богатства.

5.За Христом пойдешь, добрый путь найдешь.

6.Добрым путем Бог правит.

 

Приложение 3.          

                           Притчи о добре. (можно взять на урок любую)

О добре с умом

Когда-то жил император, который любил птиц. Он узнал, что мальчишки стреляют в голубей из рогаток, и объявил:
– Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса.
Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять голубей. Они наставили в лесу множество силков, и вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями.
Случилось, что императора навестил мудрец из соседнего княжества. Он увидел во дворце голубей и спросил:
– Зачем столько птиц? Император ответил:
– У меня доброе сердце, и я спасаю голубей от мальчишек. Больше они не бьют голубей, а приносят их мне живыми.
– Кто же кормит птенцов? – поинтересовался мудрец.
– Каких птенцов? – спросил император.
– У птиц, которые живут теперь в комнатах дворца, остались в лесу беспомощные птенцы. Кто их кормит?
– Об этом я не думал, – признался император. Тогда мудрец сказал:
– У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто им не принес столько зла, сколько вы. Все гнезда в ваших лесах наполнены сейчас мертвыми птенцами. Вы спасли пятьсот голубей, но погубили в пять раз больше!
– Ах, как трудно быть добрым! – воскликнул огорченный император. На это мудрец заметил:
– И добро надо делать с умом. Ум без добра – плохо. Но добро без ума – не лучше.

                                             Всё в твоих руках

                              

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался : "А если вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответ?" Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно.

Улыбаясь, он подошел к Мастеру, и спросил:

-Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое время сжать. их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

-Все в твоих руках...

 

                                             Притча о двух волках

“Однажды один старый мудрый индеец - вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком. - Почему бывают плохие люди? - спрашивал его любознательный внук.

- Плохих людей не бывает, - ответил вождь. - В каждом человеке есть две половины - светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй - тёмный. Понимаешь?

- Понятно, - сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: - Но какой же волк побеждает в конце?

Старый индеец едва заметно улыбнулся:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь”.

     

 

Однажды Добро пришло в гости ко Злу. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара в чашку положило соль. Добро попробовало соленый чай, но ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило за угощение. А когда Добро уходило от Зла, оно сказало: Что-то сахар у вас не очень сладкий. Вот вам деньги, купите себе конфет к чаю. Зло все перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги. Так добро отплатило Злу добром за зло.

 

Игра.  «Спеши делать добро!»

- Пусть каждый из вас подумает и на карточке напишет поступки, которые он сделал за неделю. И мы соберём все добрые поступки вокруг доброй улыбки. Это нам поможет и дальше жить по-доброму.

Чтобы стало в этом мире 
Завтра лучше, чем вчера,
Есть на свете командиры
И волшебники добра.
Мы счастье всем добудем,
Волшебники удачи…
Дарите радость людям, 
Дарите радость людям!
Чтоб стать самим богаче,
Дарите радость людям!
(Н.Добронравов)

 

 

Категория: Уроки | Добавил: МКА | Теги: презентация, урок, 4 класс, основы православной культуры, а побеждай зло добром», «Не будь побеждён злом
Просмотров: 1417 | Загрузок: 25 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz