Тема, класс: «Не будь побеждён злом, а побеждай зло добром», 4 класс
Форма урока: Комбинированный урок
Учебник: Учебник А.Кураева «Основы православной культуры»
Цель урока: создание условий для правильного понимания понятий «добро» и «зло» на примере литературного произведения и субъектного опыта детей, способствующих формированию жизненной позиции ребёнка.
Задачи урока:
Образовательная: продолжить формирование понятий «добра и зла».
Развивающая: развивать навык работы в группе; умение самостоятельно получать информацию из различных источников; развивать умение формулировать и аргументировать свою точку зрения, развитие рефлексивных умений и навыков.
Воспитательная: воспитывать доброжелательность; толерантное отношение друг к другу, побудить желание творить добро.
Методы:
· проблемно-поисковый (частично - поисковый);
· объяснительно-иллюстративный (рассказ, беседа, самостоятельная работа);
· коммуникативный (дискуссия, жужжащие группы);
· игровой; метод эмоционального погружения.
Формы работы: самостоятельная, работа в группах, фронтальная работа.
Планируемые результаты:
Личностные:
· Развитие личностной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
· Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
· Развитие навыков сотрудничества со сверстниками.
Метапредметные:
· Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
· Овладение логическими действиями сравнения анализа, отнесение к понятиям (добро и зло).
· Готовность слушать собеседника, признавать право каждого иметь свою точку зрения и излагать свое мнение.
Предметные:
· Осознание понятий о добре и зле.
· Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.
Модуль «Основы православной культуры»
Тема: «Не будь побеждён злом, а побеждай зло добром» (Священное Писание)
Этапы урока
|
Содержание
|
Результаты (УУД)
|
Деятельность учителя
|
Деятельность детей
|
I. Организационный
|
…Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час.
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера…
Л. Николаенко
-Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем добра.
- Добро пожаловать на наш урок. (Демонстрация иконы «Добро пожаловать»)
|
Восприятие, дарят друг другу улыбки с добром.
|
Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости (Л)
|
II. Основной
1.Актуализация знаний
2. Работа с текстом
3.Работа в группах
Физминутка.
4. Работа с притчей
|
- Назовите антоним к этому слову? (зло)
- Как вы думаете, какие вопросы мы будем сегодня обсуждать на уроке?
- Что такое добро и зло, и что входит в это понятие?
- Почему нужно стремиться к добру и избегать зла?
- Что мы можем сделать, чтобы наш мир стал добрее?
(Записывает на доске вопросы)
- Прочитайте рассказ.
- Что вы можете сказать о главных героях рассказа? Какие они? Почему?
-Согласны ли вы с той характеристикой, которую давал дедушка проезжим?
-Какое отношение вызывают у вас эти люди?
- Какой главный урок преподнёс дед внуку? (приложение 1)
Делит обучающихся на 4 группы (заранее), выдаёт задание, инструктирует.
-Сегодня, ребята, мы говорим о главных моральных понятиях каждого человека, о добре и зле. Именно этими понятиями руководствуются люди, совершая поступки и оценивая их. Что такое добро и зло, вы определите сами, работая в группах. Выполняйте задания, данные на карточках. Готовясь к ответу, используйте учебник и словари. На подготовку 8минут.( Задания в приложении)
Выступление групп:
- Какое понятие даёт православие добру и злу? 1г.
- Каким русским словам даёт начало слово добро? 2 г.
- А 3 группа работала с обоими понятиями. 3гр
- Скажите, легко ли быть добрым?
- О добре и зле русский народ сложил много пословиц. Выступление 4 группы - Какие пословицы знаете вы?
«Бабочка»
Спал цветок
(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее)
И вдруг проснулся,
(Поморгат ь глазами)
Больше спать не захотел,
(Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки)
Встрепенулся, потянулся,
(Руки согнуты в стороны (выдох)
Взвился вверх и полетел.
(Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево)
Мы живем с вами на планете Земля. Коль существуют на нашей планете добро и зло, значит, люди могут творить и добрые и злые дела.
Сейчас я покажу вам притчу «О двух волках». Как вы думаете, о чем она?
Останавливает притчу и задает вопрос: «Как вы думаете, что сказал мудрец?»
В каждом человеке борются два «волка», добрый и злой. Какого ты будешь в себе взращивать, такие и поступки ты будешь совершать по отношению к другим. «Сатана и Бог»). Библия говорит о том, что Бог создал вначале ангелов (духи, у которых нет тела). Они все были добрыми. Но один из ангелов позавидовал Богу, захотел быть равным Ему. Он начал спорить с Богом и превратился в темного злого духа – сатану.
- Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла? Обоснуйте свой ответ.
- Давайте задумаемся, а что мы ученики 4 класса можем сделать, чтобы избежать зла, чтобы его не прибавлялось в мире?
- Как вы думаете трудно или легко творить добро?
|
Высказывания детей
Отвечают на вопросы
Определяют тему урока и ставят цель и записывают в тетрадь.
Читают рассказ В.Сухомлинского «Обыкновенный человек»
Отвечают на вопросы.
Рассуждают.
Дети работают с заданиями данными группе, готовят выступление.
1гр. формулирует понятие добра и зла, примеры
2гр.подбирают однокоренные слова
3 гр.распределяет понятия в таблице
4гр.собирает пословицы и объясняет смысл
Оценивают работу других групп, дополняют ответы.
Самооценка.
Предположения детей
Обсуждение учащимися ответа, самооценка.
Ответы учащихся.Доказательство, дискуссия.
|
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии (П)
Формулирование темы урока и цели (П)
Чтение (П)
Управление поведением партнера, в точности выражать свои мысли (К)
Нравственно-этическая ориентация, обеспечивающая личностный моральный выбор (Л)
Овладение логическими действиями сравнения анализа отнесение к понятиям (добро и зло) (П)
Анализ с целью выделения признаков (П)
Разрешение конфликтов (К)
Умение учиться и способность к организации своей деятельности (Р)
Умение адекватно оценивать и воспринимать оценки (Р)
Осознание понятий о добре и зле (Пр)
Умение взаимодействовать в группах (К)
Умение структурировать знания (П)
Подведение под понятия (добро и зло), выведение следствия (П)
Нравственно-этическое оценивание (Л)
|
III. Подведение итогов
Рефлексия
|
Обращает внимание детей к вопросам, записанных на доске:
Скажите, все ли вопросы мы разобрали на уроке? Все ли понятно?
Теперь представим себе, что у каждого из вас есть маленькое солнце. Солнце- это доброта. Она очень нужна и вам самим, и вашим близким. Ведь любовь и помощь согревают, как солнце. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки - в реку, река – в море, моря – в океан добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Так давай те подарим частичку своего сердца людям.
- Кому вы хотели бы подарить частичку доброты?
Слайд 13
-А сейчас, ребята, оцените свою работу.
Слайд 14 Рефлексия
|
Ответы детей
Отвечают на вопрос
( рисуют значками разного цвета : красный – всё понял и смогу рассказать дома, зелёный – в общем представляю и смогу рассказать кратко, синий – не смогу рассказать, не понял)
|
Формирование умения оценивать учебные действия (Р)
Выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению (Р)
|
IV. Домашнее задание
|
Составить кластер «правила доброты»:
- Дома предлагаю вам завести «Дневник добрых дел», туда вы поместите свои правила, и будете записывать свои добрые поступки.
Читает и раздает стихотворение, которое дети вклеят в свой «Дневник добрых дел»:
Добро творить спеши, мой друг,
И для друзей и для подруг,
Порою им бывает худо,
Добро твое им будет чудом.
Добро, как Божья благодать,
Спасеньем в жизни может стать,
Друг, не жалей огня души,
Дарить добро всегда спеши.
И слово доброе, и дело
Ты применить сумей умело,
Их не жалей любому дать,
Добром их души исцелять.
С обидой в сердце трудно жить,
Добром за зло умей платить.
Тот, кто добро творить умеет,
Зла сотворить уже не смеет,
Дари, дружок, добро дари,
За все добром благодари.
|
Записывают домашнее задание.
(Может читать ребенок)
|
Нравственно-этическая ориентация, обеспечивающая личностный моральный выбор (Л)
Формирование установки на результат (Л)
|
1. Возможные риски: временные затраты, пассивная роль некоторых обучающихся, отказ работы техники.
2. Способы решения проблем: перенос данного вида работы на классный час, проверка техники до урока.
Приложение 1
В.А.Сухомлинский «Обыкновенный человек»
В жаркой сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком. У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди – заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда.
Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться.
На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.
-Что это за человек? – спросил внук деда.
-Это не человек, - ответил дед.
В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал.
-Что это за человек? – спросил внук деда.
-И это еще не человек, - ответил дед.
Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.
-А это что за человек? - спросил внук деда.
-Обыкновенный человек, - ответил дед.
Приложение 2.
Работа в группах
1 группа.
Расскажите, что такое добро и зло. Приведите примеры проявления добра и зла в православии.
При подготовке используйте материал учебника (стр. 36), собственные наблюдения.
План работы:
1. Распределите роли: кто, что будет делать (кто будет работать с учебником)
2. Внимательно выслушайте друг друга и составьте ответ.
3. Выберите выступающего (можно отвечать всей группой).
2 группа.
Каким русским словам дает начало слово «добро»?
Запишите все слова, которые сможете подобрать. Можно пользоваться орфографическим справочником и словарями.
3 группа.
Распределите слова на две группы: умение говорить правду, борьба за свободу, хвастовство, ограничение свободы другого человека, ложь. Приведите свои примеры.
4 группа
Составить пословицы и объяснить их смысл.( пословицы разрезаны)
1. Хорошо тому, кто добро делает; еще лучше тому, кто добро помнит.
2. Доброе слово лечит, а злое калечит.
3.Учись доброму, так худое на ум не пойдет.
4. Доброе сердце лучше богатства.
5.За Христом пойдешь, добрый путь найдешь.
6.Добрым путем Бог правит.
Приложение 3.
Притчи о добре. (можно взять на урок любую)
О добре с умом
Когда-то жил император, который любил птиц. Он узнал, что мальчишки стреляют в голубей из рогаток, и объявил:
– Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса.
Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять голубей. Они наставили в лесу множество силков, и вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями.
Случилось, что императора навестил мудрец из соседнего княжества. Он увидел во дворце голубей и спросил:
– Зачем столько птиц? Император ответил:
– У меня доброе сердце, и я спасаю голубей от мальчишек. Больше они не бьют голубей, а приносят их мне живыми.
– Кто же кормит птенцов? – поинтересовался мудрец.
– Каких птенцов? – спросил император.
– У птиц, которые живут теперь в комнатах дворца, остались в лесу беспомощные птенцы. Кто их кормит?
– Об этом я не думал, – признался император. Тогда мудрец сказал:
– У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто им не принес столько зла, сколько вы. Все гнезда в ваших лесах наполнены сейчас мертвыми птенцами. Вы спасли пятьсот голубей, но погубили в пять раз больше!
– Ах, как трудно быть добрым! – воскликнул огорченный император. На это мудрец заметил:
– И добро надо делать с умом. Ум без добра – плохо. Но добро без ума – не лучше.
Всё в твоих руках
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался : "А если вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответ?" Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно.
Улыбаясь, он подошел к Мастеру, и спросил:
-Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое время сжать. их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
-Все в твоих руках...
Притча о двух волках
“Однажды один старый мудрый индеец - вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком. - Почему бывают плохие люди? - спрашивал его любознательный внук.
- Плохих людей не бывает, - ответил вождь. - В каждом человеке есть две половины - светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй - тёмный. Понимаешь?
- Понятно, - сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: - Но какой же волк побеждает в конце?
Старый индеец едва заметно улыбнулся:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь”.
Однажды Добро пришло в гости ко Злу. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара в чашку положило соль. Добро попробовало соленый чай, но ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило за угощение. А когда Добро уходило от Зла, оно сказало: Что-то сахар у вас не очень сладкий. Вот вам деньги, купите себе конфет к чаю. Зло все перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги. Так добро отплатило Злу добром за зло.
Игра. «Спеши делать добро!»
- Пусть каждый из вас подумает и на карточке напишет поступки, которые он сделал за неделю. И мы соберём все добрые поступки вокруг доброй улыбки. Это нам поможет и дальше жить по-доброму.
Чтобы стало в этом мире
Завтра лучше, чем вчера,
Есть на свете командиры
И волшебники добра.
Мы счастье всем добудем,
Волшебники удачи…
Дарите радость людям,
Дарите радость людям!
Чтоб стать самим богаче,
Дарите радость людям!
(Н.Добронравов)
|