Суббота
05.10.2024
05:17
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Сайт учителя начальных классов Мегдеевой К.А.
Главная Регистрация Вход
Каталог файлов »
Меню сайта

Категории раздела
Тесты [5]
Уроки [6]
Внеклассные мероприятия [7]
Исследовательские работы учеников [1]
Карточки [1]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 54

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Уроки

Тема: Ю.Я.Яковлев «Мама».
[ Скачать с сервера (1.48 Mb) ] 05.02.2015, 00:32

Тема: Ю.Я.Яковлев «Мама».

Цель урока: Цели:

  • приобщение к искусству художественного слова посредством знакомства с новым произведением;
  • продолжить работу по усилению коммуникативных свойств речи, овладением выразительными свойствами языка;
  • развивать технику чтения в соответствии со спецификой произведения;
  • развивать мышление, речь;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • учить анализировать, строить аналогии, обобщать;
  • воспитывать доброту, искренность, любовь и уважение к матери, к Родине;
  • воспитывать уважение и гордость к богатству творческого наследия России.

 

Оборудование:

 -заготовки для сердечек

- презентация для интерактивной доски;

-репродукция   иконы “Богоматерь Владимировская ”.

 

-

 

   
 
 

Ход урока

I. Организационный момент

 

Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке.
Глазки шире открываем,
Слушаем и запоминаем.
Ни минуты не теряем.

 

II. Введение в тему.   

Кто вас, дети, больше любит,

Кто вас нежно так голyбит

И заботится о вас,

Hе смыкая ночью глаз? (Мама дорогая)

 

- Предположите, кому будет посвящено произведение, которое будем изучать на уроке?  ( Мы будем говорить о маме)

-А иллюстрация подтверждает это?

 

Постановка проблемы. 

-Прочтите    название литературного произведения  . ( Оно называется «Мама»)

- О чем или о ком  вы подумали, прочитав его? (Мне представилась моя мама.. Её  тихий, родной и такой ласковый голос. А я вспомнила мамины глаза. Добрые и приветливые.)

-Мамины глаза, руки, голос. В них - вся ваша жизнь. Они смотрят то беспокойно и тревожно, то уверенно и нежно. Вы верите, что всё всегда будет хорошо, потому что рядом - мама!

  - А хотели бы вы узнать, о чем думал автор, вспоминая о своей  маме?

   -Попробуйте сформулировать вопрос для исследования.

    -Почему     автор делится с нами  детскими воспоминаниями в произведении «МАМА»?

Постановка целей урока.

-Молодцы, какие цели урока необходимо поставить, чтобы  решить проблему, ответив  на  главный  вопрос  урока.

 (На уроке мы должны учиться правильно, строить и задавать вопросы, верно, выражать свои мысли. Продолжим учиться пониманию  и правильному  чтению текста.)

Предварительная работа

-Как, по-вашему, надо читать текст о маме? (мягко, выразительно, делая паузы в нужном месте, с любовью)

-А что нам подскажет, где нужно сделать паузу, где читать тише, а где громче в тексте? (Знаки препинания)

 -Посмотрите в текст. Кроме знакомых вам знаков препинания, какие знаки вам встретились? ( Нам встретилось многоточие)

 -Верно, в тексте писатель несколько раз поставил многоточия, почему он это сделал?   (Многоточия  обозначают паузу, которая скрывает неназванные словами мысли и чувства.)

- Часто ли повторяется многоточие? (Каждый раз, после слова  «мама».)

-По-вашему, для чего сделал это автор? ( Чтобы мы могли задуматься, представить о чем он хочет сказать .)    

 И так, мы начинаем знакомство с произведением.

Начинаю читать первый абзац рассказа Юрия Яковлева “Мама” 

      Стадия осмысления

4. Работа по вопросам к тексту

--Определите    жанр произведения?  (Рассказ)

- Верно, это рассказ, в котором писатель    делится своими воспоминаниями о маме.

-Понравился ли  он вам?

Как выдумаете, сколько частей в рассказе?

Чтение первой части

1 часть.

О чем вы прочитали?  (о том, как автор вспоминает свою маму, ее образ: мамин голос, мамины руки, глаза) Найдите в тексте.

 

-С  каким чувством автор вспоминаете маму? (С чувством нежности, с лаской, любовью, с волнением.).

-     Какие  слова  подобрал, чтобы раскрыть  эти чувства?  Прочтите.  (Я говорю  о мамином голосе и что его можно услышать; мамин голос живет в каждом человеке, он «такой знакомый и родной».  Для каждого человека голос мамы живет в  нем: его не спутаешь ни с одним другим).

-  Какое слово повторяется в тексте несколько раз?

- Для чего нужны повторы? (Здесь повторы нужны,  автор  в каждое слово вложил свои чувства: нежность, любовь.   Многократные  повторы усиливают эти чувства.

Учитель

-ПРОВЕДЕМ ЭКСПЕРИМЕНТ. ОН как вы знаете – основа  познания.

- Давайте уберем из последнего предложения повторы и прочитаем без них. Что получилось? (Получилось хуже: просто перечисление слов «голос», «руки», «глаза». Потерялись авторские чувства и отношение к маме).

- Как озаглавим часть?  («Дорогой образ матери», «Родные мамины черты», «Мамин голос».)

2 часть.

Прочитаем второй абзац

- Какова главная мысль этой части? (Говорится о том, что мама – это человек, который больше, чем другой, понимает детей и заботится о них.) 

- Для чего мама знакомила автора с книгами, показывала незнакомые растения ?

Ответьте словами текста.

( Мама вводила автора в мир и помогала в нем освоиться. Мама «умеет любить и жалеть, прощать и помогать» детям в трудную минуту.)

Учитель

- Поможем автору озаглавить эту часть? («Мама всегда рядом», «Мама научит и поможет», «Мама открывает мир», «Мама вводит в жизнь», «С мамой по жизни»).

 

3 часть.

- Какие чудеса открыла мама? (Она показала, как цветет багульник.)

-А почему это чудо? (автор никогда не видел  багульника.)

 

А что это за растение  - «багульник»? (Это растение с сиренево-розовыми цветочками и с сильным запахом. Его веточки часто продают, если веточку поставить в воду, она зацветает и приятно пахнет.)   Слайд

- А кто видел багульник в природе?  (Мама решила показать это редкое чудо своему сыну).

- Как мы озаглавим эту часть. («Мамина веточка», «Чудесное растение», «Чудо-веточка», «Багульник»)

- Какое заглавие по - вашему лучше подходит? («Мамина веточка» - главное, что это мама подарила.)

 

УЧИТЕЛЬ

- А хорошо ли то, что мы в каждом пункте повторяемся: «Мамин голос», «Мама открывает мир», «Мамина веточка»? (Наоборот, хорошо: ведь у автора то  же есть в тексте много повторов. Эти повторы несут смысловую нагрузку, они говорят о чувствах.)

- С какого слова начинают первые три части текста? (Мама)

- Почему    писатель так построил рассказ? (чтобы привлечь внимание к главному слову «мама», к главной мысли, к главным чувствам).

4 часть.

- О каком новом чуде автор рассказал читателям? (О снежинке.  О том, как мама помогла мне увидеть первую снежинку. Научила внимательно наблюдать окружающий мир, настоящую красоту.  Мама научила меня  увидеть в обычной снежинке красивую звездочку, то, что снег в тепле превращается в воду).

- Как озаглавим эту часть? («Чудо-звездочка», «Белая звездочка», «Мамина снежинка».

-А о чьей маме   рассказал автор: своей или о нашей? (о своей, он  рассказал о  своих воспоминаниях).

- А почему же   вспоминая о своей  маме,  автор   обращается к нам?

Подтверждение из текста

«Ты услышишь мамин голос», «ты, маленький, еще не умел говорить»?  и т.д.

-А теперь скажите: этот текст – рассказ о маме или о чувствах к ней? (о маме и о чувствах к ней).

Учитель

Молодцы, ребята, вы хорошо поняли авторскую мысль. Действительно, автор, обращаясь к нам, читателям, стремился найти отклик в нашем сердце и в нашей душе, заставить каждого из нас и я надеюсь, что вам станет понятнее как надо любить и защищать свою маму.  Уметь выражать свои чувства любви к маме.( Так же как   мы любим и защищаем свою маму.)

Учитель

Ребята, а почему отрывок взят из книги «Моя Родина»?

 -Что может объединять эти понятия: Родина и мама ?

 -По-вашему верно ли автор поместил этот рассказ в книгу с рассказами о Родине?

  (Неслучайно народная мудрость слово «мать» поставила рядом

с другим словом «Родина» . «Родину-мать-  умей защищать.»)

«Родина – мать» - говорят люди и этим определяют самое священное, что есть на земле.   В годы войны солдаты шли в бой за Родину-мать.

 

-Что заставляло людей оставлять своих матерей? (Была война, они уходили на фронт защищать Родину от фашистов).

 

- Что означает защищать Родину в вашем понимании? ( Защищать Родину – не отдать её врагу во время сражений.)

 

-С чего начинается Родина? ( Слушается фрагмент песни « С чего начинается Родина?»

 - А как думаете вы? ( Родина начинается с дома, в котором ты живешь, с друзей.  с родных , с мамы)

-Зачитайте, как думает об этом писатель?

-Два слова Родина и мама… Ваши мысли об этих понятиях?

- Можно ли сравнить  понятие слова «мама» с понятием слова «Родина»?

-Обратите внимание на то, с какой буквы написано слово  «Родина».

- Почему Родина – пишется с большой буквы, а слово мама – с маленькой, несмотря на их большое  значение?

 -К чему призывает автор? Найдите в тексте.

Родина — мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них; приходит на помощь, придаёт силы.

-Почему мы должны беречь маму, стараться не причинять ей страдания? (Нельзя причинять боль любимым людям потому, что мы их любим).

Какова же главная мысль этого рассказа?

Не забывайте говорить мамам добрые слова. Потому что они ждут вашей любви, нежности, поддержки.

В своих воспоминаниях Ю.Я.Яковлев говорил:

«Все знают, что именно она вводит нас в мир и помогает освоиться в нем, что мама, как никто, умеет любить, жалеть, прощать и помогать в трудную минуту»  

1. Для исследования добудьте необходимые знания в учебнике: (стр. 56, 1-й и 2-й абзац).

Исследуя абзацы, составьте портретную характеристику   мамы.

 

Голос мамы - (Нежный, ласковый.)

 

Руки мамы -(Нелепые, заботливые, добрые, ласковые.)

 

 Мама – это …
 

 Мама – хороший друг и первый учитель

(Мама — добрая, нежная, ласковая, чуткая, заботливая, любящая, хороший друг, первый учитель.)

 

 

-Как вы думаете, смогли ли мы ответить на самый главный вопрос урока? ( Да, конечно)

 
   

5. Работа над расширением кругозора учащихся.

 Доброта, забота и вечная тревога матери за судьбы своих детей – вот что с восхищением и чувством великой благодарности стремились запечатлеть живописцы на своих картинах и  на иконах.

 

  -Давайте внимательно посмотрим на лик Богоматери. Вглядитесь в нее, лик ее печален, она чувствует, какие испытания готовит жизнь ее ребенку. Посмотрите, как склонил голову младенец Иисус, нежно прижимаясь к ее щеке. Лики матери и младенца на иконе прекрасны, потому что исполнены самых добрых чувств.

  - Пришло время подвести итог нашему уроку. 

И мне хочется рассказать вам одну притчу, а вы подумайте над ней, над её скрытым смыслом и ответьте на мои вопросы.


Слайд Картинка с храмом   
-Чтение притчи о строителях храма (учитель).
Притча
Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу.
У первого спросил: «Что, ты, делал целый день?»
И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни.
У второго мудрец спросил: «А что, ты, делал целый день?» И тот ответил: «а я добросовестно выполнял свою работу».
А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью: «А я принимал участие в строительстве храма!»
- Ребята, давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.
VIII. Ассоциативные параллели.
- Кто работал на сегодняшнем уроке как первый рабочий? Поднимите свое сердечко.
-А кто как второй? Поднимите свое сердечко.

-А кто как третий? Поднимите свое сердечко.
 

 Домашнее задание

Родился ребенок и мама живет уже не своей жизнью, а жизнью своего ребенка. Как же все это оценить, как вернуть хоть частичку того тепла и любви, что дарит нам мама.  Давайте сотворим в своей душе храм под названием МАМА.

1 уровень- выразительное чтение рассказа.

2 уровень- наизусть 2 абзаца ( рисунок мамы по желанию)

3 уровень- написать сочинение о своей маме.

Вспомните, какие первые открытия в детстве помогла автору сделать мама? Какие открытия сделал ты, благодаря маме.

Оценивание ответов учащихся.

 

Категория: Уроки | Добавил: МКА | Теги: «Мама»., 4 класс, тема, Разработка, Ю.Я.Яковлев, по литературе, урока
Просмотров: 5320 | Загрузок: 149 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 elenaoborina1508 • 23:38, 04.03.2016
Очень теплый урок! Благость!
avatar
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz