Суббота
05.10.2024
05:18
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Сайт учителя начальных классов Мегдеевой К.А.
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [3]
Знай и люби свой край [2]
Родителям о детях [12]
Статьи моих учеников [1]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 54

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Мои статьи

Инновационный образовательный проект «Формирование читательской компетентности младшего школьника»

Образовательный проект

Формирование читательской компетентности младшего школьника

         Уважаемые коллеги, члены жюри разрешите представить Инновационный образовательный проект «Формирование компетентности младшего школьника»  

    Актуальность.

На съезде Российского книжного союза, прошедшего 28 сентября 2011 г. В Москве В.В.Путин заявил о том, что Россия стремительно теряет статус самой читающей, наблюдается кризис российской культуры и литературы (по данным социального опроса), растет число россиян, не читающих книги совсем, а 18% населения не имеют дома книг совсем! Ни одной! В 2014 году президент России В.В.Путин подписал указ № 426 от 12 июня 2014 года, объявив 2015 год в России годом литературы. В декабре 2014 года в школу вернули экзаменационное сочинение по литературе.

       Современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе, т.к. мы живем в условиях изобилия информации, поэтому извлечение нужной информации из текста и её преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов.

     Поэтому на уроках литературного чтения необходимо формирование читательской компетентности младшего школьника, которое обеспечивает не только качественное чтение, но и осознанное понимание текста.

     Этим и продиктована тема настоящего проекта Формирование читательской компетентности младшего школьника

Выбор темы обусловлено следующими противоречиями:

  • противоречия между снижением интереса к чтению у молодого поколения и необходимостью поддерживать устойчивый эмоциональный интерес к литературе и чтению;
  • между уменьшением количеством часов (3 ч) по литературному чтению и наличием коллекции лучших произведений отечественной и зарубежной детской литературы и возрастанием числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе.

Условия необходимые для реализации проекта.

Модернизация современного литературного образования в школе требует поиска эффективных путей активизации процесса обучения литературному чтению. В настоящее время основной целью является формирование осознанных и действенных знаний, повышение уровня познавательной активности и учебной мотивации обучающихся,т.е. формирование коммуникативной компетенции.

 

     Поэтому цель проекта заключается в следующем:

 

           - сформировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения, способами самостоятельной работы с читаемым текстом и книгой, обладающего определенной начитанностью.

 

        Чтобы воспитать такого читателя, необходимо решить следующие задачи:

 

1. Учебные задачи:

 -формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста;

 -одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

- научить работать с учебной и детской книгой.

 

2. Образовательные задачи:

- развивать интерес к чтению, расширять круг чтения младшего школьника, его начитанность;

- развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;  

- приобщение к литературе как  искусству слова и практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями.  

3. Воспитательные задачи:

- воспитывать средствами чтения у ребенка гражданские чувства и активное отношение к читаемому.

- введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей;

 - формирование эстетического вкуса;

 

Основные идеи проекта.

Проблемой формирования читательской компетентности младшего школьника занимались известные писатели, учёные, педагоги Л.Н. Толстой и К.Д. Ушинский, П.П. Блонский и П.Ф. Каптерев, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Ш.А. Амонашвили, А.Н. и А.А. Леонтьевы, Д.И. Фельдштейн, А.Г. Асмолов, С.К. Бондырева и многие ученые, которые активно занимаются вопросами формирования читательской деятельности, в последние десятилетия Зайцев В. Н., Оморокова М. И., Светловская Н. Н., Степанищев А. Т., Федоренко И. Т. и др.

 

Исходя из их опыта, я применяю следующие технологии:

- проблемно-поисковый подход;

 - продуктивный;

-творческий подход.

На уроках литературного чтения при анализе и работе с текстом необходимо создать  такие условия, чтобы ученик мог проникнуть «внутрь» текста, литературные герои ожили, заговорили, тогда они будут приняты душой и умом ребёнка. Для этого необходимо использовать приёмы продуктивного чтения. Один из приёмов:

 Анализ художественного произведения по следующей модели:

 

  1. С чего начинается история? (завязка)
  2. Как продолжается история? (развитие действия)
  3. Какой самый острый момент? (кульминация)
  4. Как разрешается конфликт? (развязка)
  5. Как заканчивается история? (заключение)

 

Другой пример
1. Анализ образа конкретного героя. 

      На первых этапах работы планируется использовать схемы или  план характеристики героя, применение которых будет способствовать формированию умения, анализировать образ героя, как в устной так и в письменной форме.

 

 


2. Создание проблемных ситуаций, постановка проблемных вопросов к тексту (развитие мыслительных процессов).

Для реализации этих приёмов применяется  технология проблемного диалога. Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. Учитель сначала в побуждающем или подводящем диалоге помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. Затем посредством побуждающего или подводящего диалога учитель организует поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам. Технология проблемно-диалогического обучения позволяет учащимся самостоятельно «открывать» знания, что

способствует формированию читательской компетентности младшего школьника. Для этого применяются следующие способы:

-составление детьми вопросов к тексту аналитического характера. Восстановление контекста, связывание воедино всех элементов информации, соотнесение прочитанного со знаниями из других областей и собственным опытом, критическое осмысление текстов.

Творческий подход
- рассказ от имени героя – наиболее эффективный способ для развития речи учащихся.


- работа с иллюстрациями к произведению – наиболее простой способ для воспитания активного отношения к читаемому, который позволяет вовлечь ребёнка в мир книги. 


- театрализация – творческий подход, способствующий развитию интереса  к тексту, к книге, к автору, к литературе как искусству слова.

В совместной деятельности в процессе решения проблемы и столкновения мнений появляется реальная возможность формировать навыки общения, развивать речь, учить договариваться друг с другом, формирует необходимые умения и навыки, позволяющие ребенку свободно ориентироваться в разнообразии книг, библиографическую грамотность, позитивное отношение к чтению.

 

Формированию читательской компетентности помогает внеурочная деятельность  как составная часть учебно-воспитательного процесса.

Для полноценного нравственно-эстетического развития личности и формирования читательской культуры мало использовать педагогический потенциал литературы как предмета, его необходимо применять в единстве с различными формами внеурочной работы, внеклассными занятиями в условиях школьных библиотек, в учреждениях дополнительного образования, работа с учреждениями культуры, в работе с семьями учащихся. Школа, интегрируя воспитательные возможности библиотеки, заинтересованность родителей, используя специальные формы и методы работы, способна инициировать у школьников интерес к самостоятельной читательской деятельности, создать атмосферу творческой заинтересованности чтением. 


Для реализации проекта необходимо включить во внеурочную деятельность:

  • экскурсии в музеи, посещение выставок; 
  • посещение театра, киноцентра
  • конкурсы чтецов; 
  • библиотечные часы;
  • литературные утренники;
  • конкурсы инсценировок,


С помощью такой реализации взаимодействия школы, библиотеки и семьи понимается создание такого пространства (среды), в котором представлена совокупность педагогических, психологических факторов (отношений, средств и т. д.), обеспечивающая возможность учителю организовать совместную активную творческую деятельность родителей, сотрудников библиотек и детей с целью становления личности, формирования читательской самостоятельности школьников и гармонизации межличностных отношений во всех сферах этого взаимодействия.
 

Этапы реализации проекта.

Проект рассчитан на 5 лет  (2014-2019 г.г.)

  1. Подготовительно-организационный 2014-2015 г.г.
  2. Инновационная практическая деятельность-1-3 класс-2015-2018г.г.
  3. Завершающий – 2018-2019 г.г.

На методическом объединении учителей начальных классов МБОУ «Дарьевская СОШ» я предложила свой проект, которым мои коллеги заинтересовались, помогают  мне  в разработке уроков и мероприятии с использованием приёмов по формированию читательской компетентности младшего школьника.

     В дальнейшем планирую найти единомышленников в пределах района, страны, представив свой проект на личном сайте, а также на образовательном портале про школу.ру, открытый класс.

 

Содержание и организация ОП:

Содержание и организация образовательного процесса предусматривает:

1. составление рабочих программ по литературному чтению с учётом технологий продуктивного чтения и проблемно-поискового диалога.

  1. Планирование внеурочной  деятельности с привлечением специалистов библиотеки, доп.образования.
  2. Планирование в воспитательной работе мероприятий для развития семейного чтения.

Но в первую очередь мы не должны забывать о здоровье детей для сохранения и укрепления здоровья необходимо:

-обеспечение психилогической  комфортности образовательной среды;

-соблюдение физиологических особенностей младшего школьника.

 

Участниками проектной деятельности являются:

-Администрация школы «Дарьевская СОШ»

-квалифицированный учитель, способный реализовывать идею инновационного характера;

-контакты с членами педагогического сообщества;

-взаимодействие внутри школы(учителя гуманитарного цикла и начальной школы, библиотекарь, учащиеся школы и их родители).

 

Программа позволяет решить взаимосвязанные задачи:

- создание благоприятной образовательной среды, способствующей формированию читательской компетентности младшего школьника;

- достижение устойчивого, позитивного отношения к литературному чтению;

- расширение сферы учебной и внеурочной деятельности учащихся (участие в конкурсах «Волшебный клубок», Град Знаний,  предметных олимпиадах).

 Уважаемые коллеги и члены жюри, надеюсь, вас заинтересовал мой проект.

   Спасибо за внимание!

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: МКА (23.02.2015)
Просмотров: 2830 | Теги: инновационный, младшего школьника», Проект, формирование, компетентности, читательской, образовательный | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz